Одной из актуальнейших проблем современного общества является быстрое распространение различных форм деструктивного поведения среди детей и подростков (аддиктивность, интолерантность, агрессивность и др.). Средством предотвращения этих явлений в детско-молодежной среде является их первичная профилактика, т.е. формирование комплекса социальных, образовательных, психологических и медицинских мер, ориентирующих ребенка, молодого человека в основных вопросах его личностного и социального развития, предупреждающих формирование асоциальных моделей поведения.
Особенно актуальна профилактическая деятельность в летний период, это связано с тем, что, именно в летний период значительно ослабевает, либо прекращается вовсе воспитательное влияние на ребенка образовательных учреждений. Значительная часть молодежи проводит летние каникулы либо в кругу отдыхающих (в том числе и от воспитания ребенка) родителей, либо в различного рода организованных сферах (лагерях отдыха, лагерях дневного пребывания, трудовых бригадах, пришкольных лагерях и пр.).
Содержательная наполненность программного обеспечения подобного рода сфер летнего времяпрепровождения весьма разнообразна. Однако, практически никогда не затрагивает вопросы собственно профилактики деструктивного поведения, ограничиваясь упоминанием априори в разделах целеполагания, актуальности и результативности нацеленности программных мероприятий, в том числе, и на «профилактику асоциальных и иных явлений в молодежной сфере» и в исключительных случаях, несколькими мероприятиями тематического характера в структуре смены («Международный день борьбы с наркоманией» и т.п.). Исключение составляют, пожалуй, лишь программы деятельности так называемых профильных лагерей или же смен, большинство из которых рассчитаны на довольно узкий контингент воспитанников (наркозависимые, правонарушители и т.д. и т.п.).
В результате, в процессе организации летнего отдыха основной части детей и подростков, являющихся потенциальными клиентами первичной профилактики, данная деятельность в качестве целостного направления попросту отсутствует. В то же время, именно лагерь, согласно ценностным приоритетам подросткового и юношеского возраста, предоставляет молодому человеку идеальные условия для поиска себя и проб всевозможных поведенческих и социальных ролей, что является важнейшим психолого-педагогическим посылом для организации в лагере эффективной первичной профилактической работы с подростками и молодежью.
На наш взгляд, профилактическая составляющая лагерной смены, независимо от его приоритетного профиля (спортивный, военно-спортивный, экологический и пр.), разворачивающаяся на фоне создания в лагере условий, содействующих самопознанию и самореализации подростков, позволит эффективно решать основную задачу первичной профилактики: формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения.
Данный проект включает в себя разработку концепции профилактической деятельности в летнем лагере, структурирование содержания профилактической деятельности в соответствии с основными положениями концепции и разработку системы мониторинга профилактической деятельности.